Скорость трансформации ситуации в мире требуют от HR не только осведомленности, но и быстрой адаптации к трендам и готовности к изменениям – просто потому, что иначе бизнес ждет позиция аутсайдера. Вот HR-тренды и изменения на рынке труда в 2022 году, которые, скорее всего, сохранятся в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Оптимизация собеседований

За время коронакарантина многие процессы были просто вынуждены уйти в онлайн. Собеседования не стали исключением – интервьюирование по ZOOM или Skype прочно вошли в HR-обиход. И, если раньше процесс собеседования мог состоять из нескольких этапов – установочное собеседование с менеджером по персоналу, затем с непосредственным руководителем и отдельно – с генеральным директором, то теперь ситуация существенно упростилась. Теперь процесс найма удобен для обеих сторон, а если кандидат и правда соответствует требованиям, оффер могут сделать непосредственно на собеседовании.

Гибридный офис

Коронавирус серьезно трансформировал рынок труда – оказалось, что персонал, переведенный в формат home-office, способен работать не менее эффективно, чем офлайн. Сотрудники оценили возможности удаленного и гибридного графика, позволяющего проводить больше времени с семьей и работать из любой точки мира. Работодатели, в свою очередь, существенно выиграли от снижения затрат на аренду офисных помещений (зачастую довольно дорогих) и их содержание.

Эксперты говорят, что будущее – за синтезом новых технологий с индивидуальным подходом к занятости каждого сотрудника. Если компания сможет создать и адаптировать под свои потребности модель, которая будет учитывать и потребности персонала, она однозначно выиграет.

Такие разные кадры

Термин «диверсификация» обычно применяется, когда заходит разговор о производстве – это расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта для повышения эффективности предприятия и получения экономической выгоды.

Применительно к сфере HR это означает, что работодателю нужно проявлять большую гибкость в подборе персонала. Персонал должен быть разнообразным, и дело не только в предпочтении определенного пола, возраста, национальности, а в комплексе уникальных навыков и компетенций, которыми обладает конкретный работник, в разных типах мышления, социальном статусе, образовании, прошлом опыте работы и других моментах. Будущее – за инклюзивностью, разнообразием персонала в культурном, территориальном и профессиональном планах.

Внутрикорпоративные коммуникации

Иметь коммуникации – это половина дела, теперь дело за качеством. Разнообразные кадровые перестановки, больничные, игра с разными форматами работы могут образовывать в коммуникациях разрывы, а это – снижение эффективности работы и неудовлетворительный результат. Отсутствие диалога со стороны руководства и обратной связи от сотрудников ведут к отчужденности и потере доверия, и это крайне негативно отражается не только на результатах работы, но и на корпоративной атмосфере. Правильно выстроенные коммуникации и постоянное отслеживание их качества – musthave эйчара.

HR-бренд с человеческим лицом: о well-being и не только


2020 год наглядно показал бизнесу очевидность связи физического и психоэмоционального здоровья работников с успешностью самого бизнеса. А ведь еще с 2015 года на отраслевых HR-ивентах в России начали всерьез обсуждаться мероприятия, направленные на повышение и укрепление благополучия сотрудников – так называемый well-being. Руководители поняли, что если сотрудник имеет проблемы со здоровьем, нестабильное материальное положение, он не может полностью отдаться работе, его мысли заняты обеспечением благосостояния семьи. Если не верит в важность своей работы – очевидно, что станет работать с меньшей отдачей, чем мог бы, не станет лишний раз проявлять инициативу, и т.д.

Согласно прогнозам экспертов, well-being сотрудников будущего будет базироваться на трех китах:

  • декларируемые ценности компании, разделяемые всеми сотрудниками
  • прозрачность, честность и открытость руководства по отношению к персоналу
  • четкая и понятная система карьерного развития.

Well-being-программы уже сегодня становятся важным элементом корпоративной культуры. Большей частью они направлены на поддержку сотрудников, попавших в сложные жизненные ситуации. Если сотрудник видит поддержку от работодателя, это серьезно укрепляет статус компании в его глазах, он понимает, что представляет для бизнеса ценность, а значит, эффективность такого сотрудника сильно возрастает.

Стильный брендовый офис перестал быть тем, что объединяет сотрудников. Дизайн офиса, статус и престиж работы в солидной штаб-квартире компании больше не определяют мировоззрение сотрудников – пандемия окончательно изменила его.

Комплексные системы поддержки работников с участием медработников, психологов, юристов пока могут себе позволить далеко не все компании, только крупные игроки, однако тренд уже оформился и развивается. Понемногу офис превращается из места работы в площадку для взаимодействия между сотрудниками, где медиатором, формирующим среду, выступает сама компания.

HR-маркетинг

HR уверенно движется вперед к все более и более тесному синтезу с инструментами маркетинга. Создание brand-friendly community – теплой корпоративной культуры, управление поведением и настроением – практически оформившийся HR-тренд, набирающий обороты. Сюда же следует отнести необходимость работы с большими данными, статистику и аналитику, представление в виде понятной инфографики.

Отдельно стоит обратить внимание на обратную связь от сотрудников, в частности, отзывы, которые были важны всегда – и в качестве инструмента построения мощного HR-бренда и привлечения новых кандидатов, и в качестве формирования мнения о компании у потенциальных партнеров и клиентов. Если компании будут регулярно собирать обратную связь от сотрудников и использовать эти данные в бизнес-аналитике, они однозначно выиграют.

Построение бренда, тщательно продуманные информационные поводы, позитивный образ работодателя в digital-среде – это HR с упором на маркетинг, каким, собственно, он и должен быть. В одной из статей мы уже писали, почему HR маркетинг необходим как воздух.

Адаптация новичков

Процесс вливания нового сотрудника в коллектив – всегда актуальная тема для HR. Многие эйчары уже давно взяли на вооружение цифровые технологии, которые, кстати, отлично снижают текучку, экономят время, избавляют от рутины и работают даже в условиях удаленного формата. Основным и наиболее удобным инструментом адаптации остается корпоративный лендинг/портал с важной для новичка информацией (структура компании, правила внутреннего распорядка, дресс-код, система бонусов, социальная политика и др.).

Ожидается, что в дальнейшем тренд использования цифровых ресурсов будет развиваться и дальше – например, уже сейчас небольшая часть эйчаров активно используют информационные системы, автоматически формирующие индивидуальную программу поэтапной адаптации для сотрудника в зависимости от занимаемой должности.

Отмечают и такой тренд как геймификация – адаптация в неформальной, игровой форме. С помощью квестов, игр, тестов, видеороликов, других активностей можно значительно ускорить процесс приобщения новичка к корпоративной культуре и помочь ему ускорить большие объемы новой информации за меньшее время.

Что еще почитать

ТОП-15 HR-книг: полезно для работы и жизни

ТОП-15 HR-книг: полезно для работы и жизни

ТОП-15 HR-книг: полезно для работы и жизни Книги — универсальный источник знаний. Они помогают структурировать то, что уже известнои узнать новое.  В этой статье мы собрали 15 книг, которые охватывают все аспекты в сфере управлениячеловеческими ресурсами: от развития...

Давайте знакомиться!

Давайте знакомиться!

Это наш отдел рекрутинга. Не просто call-центр, а профильный рекрутинговый контакт-центр. 10 девчонок, которые еще учатся или только получили высшее образование по специальностям психология или управление персоналом и хотят профессионально развиваться в сфере hr....

Тенденции массового подбора персонала `23

Тенденции массового подбора персонала `23

Что изменилось в 2023? Объем запросов на генерацию кадрового трафика в текущем году несомненно вырос. Если сравнить объем обращений в первые пол года 22 и этот же период текущего года, то кол-во запросов увеличилось на 12%, а бюджет вырос на 30%.Острый дефицит трафика...

“Бристоль” стал одним из первых клиентов, кто поработал в нашем обновленном личном кабинете на betapress.ru

“Бристоль” стал одним из первых клиентов, кто поработал в нашем обновленном личном кабинете на betapress.ru

Что удобно в кабинете: Отображается вся необходимая информация по кандидату, прошедшему первичную фильтрацию по заданным критериям отбора* При необходимости можно убрать/добавить поля, например, конкретный магазин для работы или ближайшую станцию метро, которую указал...

Лендинг: инструкция для HR

Лендинг: инструкция для HR

Что такое посадочная страница и для чего она нужна HR Посадочная страница (landing page) - это удобная точная входа для вашей кадровой рекламы. Целевая аудитория лендинга - ваши будущие кандидаты. Лендинг нужен для простоты подачи информации и концентрации на одной...

Как создать сильный EVP-оффер

Как создать сильный EVP-оффер

В последнее время рынок труда превратился в самую настоящую арену: здесь не только кандидаты борются за внимание работодателя, но и компании идут на многое, чтобы привлечь квалифицированные кадры. Эксперты давно утверждают: «печеньками и кофе» уже давно никого не...

asdasdas